Письмо Админу

← Главная страница сайта  ← Главная страница раздела



Семейство буковые



Семейство буковые

Большинство представителей семейства буковых - листопадные или вечнозеленые деревья, нередко достигающие значительной высоты. Оно включает такие ценные растения, как бук, ното-фагус, каштан, дуб. Буки и дубы - важнейшие лесообразующие породы умеренных широт, тогда как нотофагусы - основные лесообразующие породы антарктической части Южной Америки и прилегающих к ней южнотихоокеанских субантарктических островов. И только небольшое количество видов буковых представлено кустарниками и даже кустарничками, едва возвышающимися над поверхностью. Буковые отсутствуют на большей части Южной Америки и Южной Африки.

Символ стойкости и могущества

Стойкость, могущество и величавость дуба поражали людей еще в глубокой древности. Эти свойства выделяли дерево среди других пород и казались сверхъестественными. Устойчивость дуба определяется мощной, разветвленной и глубокой корневой системой. Так, например, установлено, что в возрасте 15 лет при высоте ствола, равной 6,5 м, главный корень имеет длину 18,3 м, т. е. в 3 раза длиннее надземной части. Вполне естественно, что такая корневая система прочно удерживает дерево в вертикальном положении и не позволяет ветрам выворачивать дубы.

Большинство дубов представляют собой мощные деревья высотой 25 - 30 м, а иногда даже 55 м. Нелегко найти дерево, которое пользовалось бы таким же почетом, уважением и любовью, как дуб. С давних времен это растение у очень многих народов было воплощением могущества, долголетия, стойкости, наконец, удивительной красоты. Не случайно многие поэты разных времен посвящали дубу свои творения. О нем писали А. С. Пушкин, А. Н. Майков, В. Рождественский, П. Комаров, М. Исаковский... Многие из читателей хорошо знают песню "Среди долины ровныя..." Кстати, великий русский пейзажист И. И. Шишкин в 1883 г. нарисовал великолепную картину под этим названием. Кроме того, им создано множество других картин, посвященных "патриарху лесов": "Дубы" (этюд), "Дубы" (офорт), "Дубы под Сестрорецком" (рисунок 1867 г.), "Деревья" (1865), "На покосе в дубовой роще" (1873), "Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке" (1886), "Дубы" (1889), "Мордвиновские дубы" (1891), "Дубы в старом Петергофе" (1891), "Дождь в дубовом лесу" (1891) - вот неполный перечень его произведений, запечатлевших неповторимую красоту дубов. Но не только из-за удивительной красоты ценились дубы народами разных стран. В начале нашей эры в Испании две трети года население питалось желудями. В случае неурожая дубы являлись одним из главнейших питающих растений:

Будешь ты видеть, увы, что полны закрома у соседа,
Голод же свой утолять по лесам, дубы сотрясая.
ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН. ГЕОРГИКИ

Важное значение плоды дубов имели и в питании североамериканских индейцев. Пять тысячелетий назад в Приднепровье пекли хлеб из высушенных и растертых в муку желудей, в которых содержится до 40 % крахмала, 5 % жирного масла и много других ценных веществ. Вредное для людей вещество глюкозид кверцитрин, придающее желудям горький привкус, удалялся при обжаривании. Кора дуба содержит до 20 % дубильных веществ, поэтому она находит применение в кожевенной промышленности, ее отвары используются для лечения ожогов, воспалительных процессов слизистых оболочек рта, желудка и кишечника, а также отравлений, вызванных алкалоидами, солями тяжелых металлов.

Особое отношение у людей к дубовой древесине: она прочна, крепка, упруга, но вместе с тем хорошо и ровно колется и полируется. Из нее делают паркетную дощечку, мебель, бочки, мостовые сваи. Это прекрасное топливо, обладающее по сравнению с древесиной других пород большей калорийностью. Высокими качествами обладает дубовый древесный уголь. Петра I ценил дуб как материал для кораблестроения. Особым указом он повелел на юге России насаждать дубовые леса и рощи. До войны была хорошо известна петровская роща "Дубки", расположенная поблизости от Таганрога. Просуществовав 235 лет, она была полностью уничтожена гитлеровцами. В Ленинграде до сих пор возвышается дуб, посаженный, по преданию, самим Петром I.

Неудивительно, что народы разных стран не только ценили, но и поклонялись дубу, как очень влиятельному божеству. По свидетельству Плиния, у кельтов и галлов очень широко был распространен культ этого дерева. Говоря о друидах (магах галлов), Плиний писал: "Больше того, однако, священными рощами своими они считают дубовые рощи. У них ни один священный обряд не обходится без применения дубовых листьев, так что само название "друид" может рассматриваться как греческое прозвище, основанное на их культе дуба. Ибо они верят, что все растущее на этом дереве послано небом и служит знамением того, что сам бог избрал это дерево".

Не меньшим почетом пользовался дуб в Древней Греции и Риме. Победители Пифийских игр награждались первоначально не лаврами, а венками из дуба:

Ещели юноша там побеждал в борьбе или в беге,
Или в ристанье, за то получал он дубовые листья:
Не было лавров еще...
ОВИДИЙ. МЕТАМОРФОЗЫ

Покровителем дуба в Греции считался сам Зевс, а в Риме - Юпитер. Известно, что самое древнее святилище Греции находилось в Додоне, где олицетворением Зевса и объектом поклонения был старый-престарый дуб. У подножия этого дерева протекал источник. Растение и источник являлись одновременно и оракулом: с их помощью, по шелесту листьев и журчанию воды, жрецы "узнавали" волю богов. Почему именно в Додоне было создано святилище громовержца Зевса? Утверждают, что в этом месте по сравнению с другими местностями Греции и Европы значительно чаще гремят грозы. Громовые раскаты воспринимались древними греками как проявление воли высшего божества. Святилище стояло в ущелье, поэтому все звуки (гром, шелест листьев, завывания ветра) усиливались здесь и неоднократно повторялись эхом. В Древней Греции дубовые ветки служили символом силы, могущества и знатности. Ими награждались воины, совершившие выдающиеся подвиги.

В Древнем Риме дуб также бьи окружен ореолом величия и славы. Юпитер первоначально представлялся римлянам в виде высокого дуба, который рос на Капитолии, т. е. там, где впоследствии был сооружен храм Юпитера.

Главным божеством литовцев в старину был Перкунас, или Перкус - бог грома и молнии. Он очень напоминает Зевса и Юпитера, поскольку ему также посвящались дубы. Когда христианские проповедники, стремясь искоренить язычество, стали уничтожать священные дубы, народ был очень опечален и возмущался по поводу разрушения их святилищ. Вокруг священных дубов литовцы построили деревянные, тщательно отделанные ограды с двумя воротами. При дереве находился свой жрец. В праздники здесь совершались различные обряды и жертвоприношения. В период раннего христианства народ быстрее соглашался на уничтожение идолов, нежели на срубание или сжигание священных дубов. В честь Перкунаса литовцы поддерживали два неугасимых огня, сжигая древесину дубов. Когда по каким-либо причинам один из огней угасал, его снова разжигали путем трения кусков священного дерева. Дубам поклонялись в древности и грузины.

Славянское название дуба "древо" вызывает в памяти наименование племени, жившего на территории нынешней Украины и Белоруссии - "древляне". Древние славяне посвящали дуб богу грома и молнии Перуну. Некогда в Новгороде возвышался огромный идол Перуна в виде человека, держащего в руках аэролит. В честь бога днем и ночью горел неугасимый огонь, поддерживаемый дубовыми дровами. Его охраняли специально приставленные люди. И горе им было, если по какой-либо причине огонь угасал! Наказанием была смерть. В шелесте священных дубрав нашим предкам, как и друидам, слышалась воля богов, предрекающая будущее. Дубам задавались вопросы, им приносились жертвы. О глубоком уважении к дубам свидетельствует и тот факт, что в старину у раскольников был принят обычай венчания вокруг дуба. Парень и девушка, договорившись о свадьбе, отправлялись в лес к священному дубу и обходили его три раза. После этого брак считался действительным. Аналогичный обычай существовал в более поздние времена и у сербов. Жених увозил свою невесту в лес, и там заранее приглашенный поп венчал молодых под дубом.

Итак, очень многие народы в древности почитали дуб как воплощение влиятельного божества. На протяжении тысячелетий прослеживается стремление народов разных стран оберегать дубы, особенно деревья почтенного возраста. Можно привести пример из греческой мифологии. Некогда, как гласит предание, царь Фессалии Эрисихтон оскорбил богиню Деметру. Это был чванливый и надменный человек, который никогда не чтил богов жертвоприношениями. Мало того, он решил срубить в священной роще Деметры многовековой дуб, в котором обитала дриада - любимица богини. В ответ на просьбу дриады не разрушать ее жилище, Эрисихтон грубо ответил:

- Я срубил бы это дерево и в том случае, если бы в нем обитала не ты, а сама богиня Деметра!

Поскольку слуги отказались приступить к уничтожению священного дерева, Эрисихтон выхватил у одного из них топор и с силой ударил по дубу. При этом тяжкий стон огласил окрестности, а из коры хлынула кровь. Слуги царя были поражены этим явлением. Один из них осмелился предостеречь царя, но тот убил его и сказал:

- Вот тебе награда за твою покорность богам!

Столетний дуб с глухим стоном был повержен на землю. Вместе с ним умерла жившая в нем дриада. Ее подруги в темных траурных одеждах собрались в священной роще и стали просить Деметру наказать жестокого царя. Узнав о случившемся, Деметра была вне себя от гнева. Она решила наказать царя с помощью богини голода. Та обитала в Скифии, в горах Кавказа, на вершине бесплодной скалы. Неприглядный вид был у этой богини: бледное худое лицо с провалившимися глазами, на голове - растрепанные седые волосы. Дриада, посланная к ней Деметрой, примчалась на колеснице, запряженной крылатыми змеями. Она поведала просьбу Деметры, и богиня голода повиновалась. Она явилась в дом Эрисихтона и вселила в его хозяина чувство страшного неутолимого голода. Все свое состояние царь потратил на всевозможные яства, но не насытился, а лишь сильнее возбудил в себе чувство голода. Ничего не осталось у Эрисихтона, кроме его собственной дочери. И решил он продать ее в рабство, чтобы на вырученные деньги купить себе еды, но она снова возвратилась к нему, поскольку бог морей Посейдон даровал ей способность перевоплощаться то в птицу, то в коня, то в корову. Благодаря этому ей удалось избегать неволи. Много раз продавал ее Эрисихтон, но голод все сильнее мучил царя и, чтобы утолить его, он начал зубами рвать свое собственное тело и погиб в страшных мучениях. Как видим, он был жестоко наказан за уничтожение священного дуба.

Легенды о несчастьях, случающихся с людьми, рубившими многовековые дубы, известны в Англии, Белоруссии и в других местах. Среди белорусов имела хождение следующая легенда. Некогда в районе Борисова был срублен одиноко стоявший на поляне "стародавний" дуб очень больших размеров. Когда его срубили, то, падая, он раздавил всех рубивших его, и, кроме того, целую неделю после того свирепствовала страшная гроза с громом и молнией, причинившая много бедствий. И раньше, до того, как дуб был повержен, с каждым, кто пытался рубить его, случались различные несчастья.

В Реннском лесу Бретани некогда возвышался многовековой дуб. Его срубили, но тот человек, который свалил дуб на землю, вскоре сильно заболел дрожанием своих членов. В основе этих легенд и поверий - стремление уберечь от бесцельного уничтожения величественные и красивые растения. Эта обеспокоенность за судьбу дубов существует до сих пор.

В Красной книге СССР числится 6 видов дуба: каштанолистный (Quercus castaneifolia), зубчатый (Q. dentata), зараженный (Q. infectoria), понтийский (Q. pontica), имеретинский (Q. imeretina), курчавый (Q. crispula). Всего в нашей стране произрастает 20 видов дубов.

  1. Дуб каштанолистный
  2. Дуб имеретинский
  3. Дуб понтийский
  4. Дуб зараженный
  5. Дуб зубчатый
  6. Дуб курчавый



© Сорокин Б.Б. 2013 г.